15 лет назад два барановичских летчика погибли в Польше, спасая другие жизни
Летчики-снайперы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич разбились 30 августа 2009 года на авиашоу в польском городе Радом.
30 августа 2009 года было воскресенье. Чистое синее небо. Сотня тысяч зрителей на аэродроме в Радоме. Здесь с 2000 г. ежегодно проводилось авиационное шоу Radom Air Show. Поляки впервые пригласили Беларусь на это мероприятие.
Выполнить показательный полет на Су-27, который принадлежал 61-й истребительной авиабазе, должны были два Александра. Марфицкий, который на тот момент провел за штурвалом 2320 часов. И Журавлевич, который налетал 1620 часов.
Видя тренировочные полеты барановичских летчиков, организаторы и фанаты предвкушали яркое шоу.
Су-27 успел сделать только пару фигур. Выполняя «нижнюю петлю», самолет с бортовым номером 63 ушел за лес. Через пару секунд десятки тысяч ахнули: из-за деревьев показались пламя и огромный столб дыма. Было 14.17 по белорусскому времени.
Позже ведущий объявил, что пилоты Александр Марфицкий и Александр Журавлевич погибли…
Две жизни спасли сотни
Очевидцы трагедии и специалисты задавались вопросом: почему пилоты не смогли катапультироваться и тем самым спасти себя от неминуемой гибели? На это в Министерстве обороны дали ответ: настоящие профессионалы, каковыми бесспорно были погибшие пилоты, в сложившейся ситуации не могли поступить иначе. Ведь стоило им покинуть самолет, он бы неминуемо упал на жилые дома.
Осознав неизбежное падение самолета, летчики приняли решение отвести машину на максимальное расстояние от населенного пункта. И пожертвовали своими жизнями, чтобы спасти сотни людей.
Спустя год после трагедии жители польских деревень Малчин и Макув разработали эскиз, собрали деньги и установили памятник на том самом поле, где разбились белорусские пилоты.
Почти весь город пришел проститься
Транспортный самолет польских ВВС с телами погибших летчиков, который сопровождали командир 4-го учебного крыла Воздушных сил Польши Томаш Древняк (именно он руководил полетами на авиашоу в Радоме) и военнослужащие Роты почетного караула Войска Польского, приземлился на аэродроме Барановичской 61-й истребительной авиабазы 2 сентября.
На следующий день состоялась официальная церемония прощания. С летчиками Александром Марфицким и Александром Журавлевичем пришел проститься почти весь город.
Уже с самого утра к центру идеологической и культурно-массовой работы ЗОТК (Дом офицеров) горожане несли живые цветы. К началу церемонии на площади перед Домом офицеров выстроились длинные очереди, которые не иссякали на протяжении нескольких часов. Люди подолгу стояли под палящим солнцем, тихо переговариваясь между собой.
Попрощаться с летчиками в этот день пришли как простые горожане, знакомые и сослуживцы погибших, так и высокопоставленные чиновники: делегации белорусского правительства и парламента Беларуси, представители Министерства обороны, Генерального штаба, Брестского облисполкома, Барановичского горисполкома.
На траурную церемонию также прибыли зарубежные коллеги погибших – летчики из пилотажной группы «Русские витязи», а также Войска Польского во главе с командующим воздушными силами Польши Анджеем Власиком.
Процессия покинула стены Дома офицеров около 13.30 и под траурный марш Шопена направилась по ул. Комсомольской к центральной площади города. Горожане и военные, которые выстроились по обеим сторонам проезжей части, бросали цветы перед движущейся траурной колонной, устилая асфальт розами и гвоздиками.
Весной 2010 года Александр Марфицкий и Александр Журавлевич были посмертно награждены орденами «За личное мужество». Их именами названа одна из улиц в микрорайоне Боровки в Барановичах.
Расследование по катастрофе было закончено, специалисты изучили «черные ящики», но официальной версии, что стало причиной трагедии, так и не было озвучено.
«Они были разные, но это не мешало их дружбе»
«Они были разные по характеру – Александр Марфицкий более подвижный, Александр Журавлевич более спокойный – но это не мешало их дружбе, которая длилась больше 15-ти лет. Мне самому не раз приходилось с ними летать, и я могу сказать, что это были первоклассные летчики и отличные напарники, которым поручали самые сложные и ответственные задания», – говорил летчик-испытатель полковник Александр Бочкарев.
Светлана Журавлевич, рассказывая о своем супруге, позже сказала: «У меня нередко спрашивают: вы осознаете, что ваш муж – герой? А для меня все летчики – герои. Потому что, выбрав эту профессию, каждый из них должен быть готов к тому, что однажды (не дай Бог, конечно) может возникнуть похожая ситуация и им придется сделать сложный выбор: собственная жизнь или жизни других людей».
Александр Эдуардович Марфицкий – заместитель командующего войсками ЗОТК по авиации, полковник. Родился 16 мая 1956 г. в пгт. Богушевск Витебской области. Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков, командный факультет Военно-воздушной академии им. Гагарина. В 1992 году получил высшую профессиональную квалификацию – летчик-снайпер.
Александр Адиславович Журавлевич– заместитель командира по летной подготовке 61-й истребительной авиабазы, полковник. Родился 28 мая 1963 г. в с. Кемерово Михайловского района Приморского края. В 1984 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Квалификацию летчик-снайпер получил в 2009 году.
Читайте также: Мемориальную доску в честь погибших летчиков установили в Барановичах. Фотофакт
Каляндар гістарычных дат і падзей у Баранавічах. Жнівень
Баранавічы: гісторыя на адным здымку. Уладзімір Караткевіч на плошчы Леніна ў 1963 годзе
Вы можете обсудить статью в нашем паблике ВКонтакте или Одноклассниках. Подписывайтесь на наш телеграм-канал или инстаграм. Смотрите наши ролики на Youtube, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot.
Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot