Что делать, если вас обманули на рынке? Советы юриста

Некачественные товары, недовес, несоответствие заявленным характеристикам – все это может стать неприятным сюрпризом для покупателя на рынке.

На рынке можно найти всё: свежие продукты, одежду и множество других товаров. Однако здесь есть и риск столкнуться с обманом. Некачественные товары, недовес, несоответствие заявленным характеристикам – все это может стать неприятным сюрпризом для покупателя. Как действовать в таких ситуациях? Об этом Myfin.by рассказал юрист, член правления «Объединения потребителей «Литара Зэт» Иван Райкевич.

Что делать при недовесе?

Если продавец неверно взвесил товар, а покупатель обнаружил это после оплаты покупки, нужно вызвать милицию, зафиксировать факт совершения продавцом противоправных действий и требовать взвесить товар как положено. Обвес потребителя является административным правонарушением, за которое предусмотрены штрафы.

Обвес потребителя – это административное правонарушение. Оно влечет за собой наложение штрафа в размере от 80 до 1000 рублей (2-25 б.в.). За повторное нарушение или обман на сумму свыше 0,5 базовой величины – штраф от 200 до 2000 рублей (5-50 б.в.).

Некачественный товар

Если продавец на рынке положил вам испорченные фрукты, овощи или мясо, это нарушает права потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров. Если такое действие совершается систематически, и такой товар умышленно продается под видом качественного, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.10 кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».

В таком случае необходимо обратиться в свой зональный центр гигиены и эпидемиологии. Сделать это можно как лично, так и через сервис обращения.бел.

Чеки

С 1 января 2023 года продавцы обязаны использовать кассовое оборудование при продаже продовольственных товаров. Если продавец не выдал чек, нужно обратиться в налоговую инспекцию. Также продавец обязан предоставить документы, подтверждающие качество товара.

Однако юрлица и ИП могут принимать платежи в свой адрес наличными деньгами без использования кассового оборудования или платежных терминалов. Например, при ремонте кассового оборудования или во время отсутствия электричества. Так же это разрешено при осуществлении разносной торговли, при продаже в розлив безалкогольных напитков, живой рыбы из цистерн и т.д.

Во всех других случаях покупатели могут пожаловаться в налоговую службу.

Сертификаты качества

Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах). При этом информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

Поэтому документы, подтверждающие качество товара, у продавца обязаны быть.

Права на пробу и возврат товара

По закону, продавец не обязан давать попробовать свой товар, но он может пойти вам навстречу по собственному желанию. Если вам сказали, что фрукты сладкие, а они – кислые, то вернуть товар не получится, так как это оценочное понятие.

Безналичный расчет

Оплата товара может осуществляться как в наличной, так и в безналичной форме. Существует специальный перечень  для юрлиц и ИП при котором они должны использовать карточные платежные терминалы.

Например, платежными терминалами должны быть оборудованы павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, а также торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец.

Продавцам на рынке иметь терминал не обязательно, если он не находится в павильоне, киоске, магазине-складе. Но, чтобы не терять клиентов, многие приобретают платежные терминалы по собственной инициативе.

Куда обращаться?

Если ваши права как потребителя были нарушены, следует обратиться в местный исполнительный комитет. Если продавец совершает административное правонарушение, то – в милицию.

Читайте также: Как платить меньше налогов? О каких льготах не знают многие белорусы

Вы можете обсудить статью в нашем паблике ВКонтакте или Одноклассниках. Подписывайтесь на наш телеграм-канал или инстаграм. Смотрите наши ролики на Youtube, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot.

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot

  • Мы в соцсетях