Куда пропали автозапчасти в Беларуси? Даже новое авто отремонтировать непросто

Когда улучшится ситуация, рассказали специалисты.

Владельцы автомобилей жалуются, что сроки и стоимость ремонта на белорусских СТО значительно увеличились. В некоторых случаях — особенно если авто серьезно повреждено в ДТП. Доставка запчастей занимает несколько месяцев. Office Life спросил у дилеров и специалистов по ремонту, что происходит на рынке.

Еще пару лет назад сложно было даже представить, что ремонт машины может занять несколько месяцев. Но сейчас такие случаи — не редкость. Причем если в отношении европейских автомобилей это хотя бы можно объяснить санкциями и закрытыми границами, то почему возникают трудности с совсем еще свежими «китайцами»?

Китай захватил рынок больший, чем может «переварить»

Китай производит очень много автомобилей и продвигает их на разных рынках. Особенно тех, откуда из-за тех же санкций ушли мировые автоконцерны. То есть в России, Беларуси и еще ряде стран. Но производство и продажи китайских машин намного опережают возможности их обслуживания.

Автопроизводители оказались не готовы к тому, чтобы обеспечить соответствующий объемом технической поддержки. Проблемы — в поставками запчастей, расходников и даже в информации. По мартовскому докладу российского Центробанка, проблема не только в поставках запчастей, но в каталогах запчастей для машин из Китая. Они либо отсутствуют, либо выпускаются только на китайском языке.

Ранее любая СТО могла легко найти и заказать запчасть для европейского автомобиля по заводскому номеру. С базами запчастей для многих китайских марок все сложнее. Они или неполные, или их нужно переводить с китайского языка, или указанная в базе деталь не подходит для авто. На китайских заводах на одну и ту же модель в разных партиях могут ставиться похожие, но не взаимозаменяемые комплектующие. Это создает много проблем.

Количество китайских машин на рынке значительно увеличилось. Соответственно и проблема с их ремонтом и обслуживанием стала заметной. И судя по всему, в ближайшее время она будет обостряться из-за продолжающегося роста продаж китайских авто и увеличения срока их эксплуатации.

А что с самым популярным у нас авто — Geely?

В этом плане белорусам отчасти повезло. По данным БАА, в 2023 году 87% продаваемых в стране китайских автомобилей приходилось на Geely. Так как их производство находится в нашей стране, то серьезных проблем с ремонтом и техобслуживанием нет. Кроме того, цены на продукцию «БЕЛДЖИ» регулируются государством/ Nак что расходники и запчасти для Geely практически не подорожали за прошлый год.

— В Беларуси у официальных дистрибьюторов большие склады запчастей для Geely. Цены на них с начала 2023 года находятся практически на одном и том же уровне. Так что проблемы возникают редко, — объясняет руководитель отдела запчастей компании «Мотор АвтоГрад» Виталий Казаков.

По словам специалиста, задержки с поставками могут быть только по штучным запчастям. Например, каким-то металлическим крепежам, усилителям, приборным панелям. А самые востребованные бамперы, решетки, капоты, фары и радиаторы обычно всегда в наличии.

Поставка запчастей для Geely из Китая может быть быстрой. Но только, если она совпадает по времени с доставкой ранее заказанного компанией груза. Иногда запчасти доставляют воздушным транспортом. Но если нет попутного груза, ожидание может затянуться до 1–3 месяцев.

— Порой такие ситуации возникают по страховым случаям. Когда, например, в процессе допосмотра выяснилось, что нужно менять еще какие-то детали. И их приходится дозаказывать, что увеличивает сроки ремонта, — говорит Виталий Казаков.

С ремонтом европейских авто все плохо и дорого

С поставками расходников для этих авто сейчас проблем уже в основном нет. Хотя масла и фильтры за последние полтора года стали дороже минимум вдвое. А вот с запчастями — проблемы.

— Особенно напряженно все с оригинальными деталями. Их везут из Европы, но очень окружными путями. Через Казахстан, Турцию и другие страны. Из-за такой логистики и некоторого роста цен в Европе они с 2021 года подорожали у нас в среднем в 2–3 раза. Например, недавно мы заказывали ступицу для Opel Zafira. Она обошлась клиенту почти в 800 рублей, хотя в конце 2021-го стоила 350 рублей, — рассказал руководитель одной из столичных СТО.

По словам работников автосервисов, новые ступицы, рычаги, тормозные колодки, запчасти для двигателей приходится ждать порой 30–40 дней. В одной из кузовных мастерских сообщили, что элементы кузова для некоторых моделей после серьезных ДТП практически невозможно найти даже в России. Это приводит к тому, что много разбитых машин месяцами стоят на приколе без ремонта.

Своих «авторазвалов» в Беларуси уже почти не осталось. И с б/у запчастями тоже все плохо. Раньше можно было найти практически любой элемент или деталь на авторазборах. Теперь выбора совсем нет. Причем хуже всего дело обстоит с деталями для относительно новых машин — от 2017 года и моложе. Их приходится везти из Европы. На это иногда уходит 2–3 месяца.

Специалисты говорят, что дешевле всего привезти громоздкие самому из Польши или стран Балтии. Во-первых, они там дешевле. Во-вторых, можно сэкономить и на возврате VAT (а это — €3–5 за килограмм). Для личного авто это пока возможно.

— Рынок запчастей сегодня совершенно непредсказуем, — рассказали OL в одном из минских автосервисов. — Когда клиенты спрашивают, сколько стоит та или иная деталь, мы не можем сразу ответить. Вчера она могла стоить 100 рублей, а сегодня будет уже 120–130. Интересно, что иногда можно найти новые детали дешевле, чем б/у. Недавно нам предлагали щуп для масла за 30 рублей, а мы нашли новый за 20.

В ближайшее время ситуация не улучшится?

Большинство специалистов считают, что лучше станет только тогда, когда снимут санкции. А проблема будет набирать обороты. В автопарке страны еще долго будут преобладать европейские модели. И они будут стареть. Если расходники для них частично заместил Китай, а частично — параллельный импорт, то с запчастями это вряд ли реально.

С автозапчастями для китайских машин спустя какое-то время ситуация все же должна улучшиться. Например, вскоре внесут поправки в техрегламент ЕАЭС, которые обяжут производителей из КНР и других стран, продукция которых официально представлена на рынке, предоставить русифицированные каталоги запчастей и инструкции для ремонта своих машин. Хотя все это может произойти не очень быстро.

Смотрите также: Всплеск продаж новых авто наблюдался в марте в Беларуси

Вы можете обсудить статью в нашем паблике ВКонтакте или Одноклассниках. Подписывайтесь на наш телеграм-канал или инстаграм. Смотрите наши ролики на Youtube, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot.

 

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot

  • Мы в соцсетях