Можно ли вернуть деньги за товар, купленный «с рук» в интернете? ТОП самых частых вопросов от потребителей

Накануне Дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, BAR24 обратился в Белорусское общество защиты потребителей и узнал, с какими вопросами чаще всего к ним обращаются.

Как рассказала BAR24 председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша, в настоящее время потребители все чаще стали приобретать товары и услуги через социальные сети или интернет. Поэтому и вопросы, с которыми они обращаются, сводятся к тому, как привлечь недобросовестных продавцов и предпринимателей к ответственности и вернуть деньги за некачественный товар или услугу, приобретенные в интернете.

Покупка в интернете «с рук»

При покупке товаров через социальные сети или на интернет-площадках объявлений важно понимать, что продавец, как правило, является физическим лицом, а не предпринимателем. И на этот момент, как отмечает Анна Суша необходимо обращать внимание. Так как такие отношения не регулируются законом «О защите прав потребителей».

То есть покупатель в этом случае не может рассчитывать на защиту своих прав в соответствии с нормами Закона «О защите прав потребителей», а также на возможность обращения в общественное объединение по защите прав потребителей. Защитить свои права, возвратить товар и получить обратно деньги возможно только самостоятельно через суд.

А вот если товар был приобретен через официальный сайт, где указаны данные о продавце и его юридическом статусе, то закон «О защите прав потребителей» распространяется на данные отношения, и потребитель имеет возможность защитить свои права.

Вот некоторые рекомендации покупателям:

  • при доставке необходимо, чтобы продавец продемонстрировал товар в действии и дал практические рекомендации по правильному применению;
  • покупателю должны выдать документ, подтверждающий факт продажи;
  • если возникли вопросы после покупки, существует определенный порядок обращения к продавцу. Претензия направляется по почте заказным письмом. Если продавец не ответил в установленное время (14 дней с момента вручения вашего отправления) или вовсе проигнорировал, завяжите переписку в мессенджерах, сканируйте ответы продавца, для того, чтобы впоследствии были доказательства ваших обращений;
  • в случае производственного дефекта, потребитель может обратиться в магазин или к предпринимателю, зарегистрированному на площадке, и предложить проведение экспертизы. Если экспертиза подтверждает дефект, продавец должен возместить стоимость экспертизы, вернуть уплаченную сумму за товар и покрыть другие понесенные расходы (потребитель должен предъявить товар, чеки и квитанции о понесенных расходах).

Просрочка платежа за товар в лизинг

Не менее актуальный вопрос, который поступает в общество защиты потребителей, касается товаров, приобретенных в лизинг. Чаще всего, по словам Анны Суша, граждане интересуются правомерностью изъятия товара при просрочке платежей.

Как отметила специалист, в данном случае негативную роль может сыграть даже однократное нарушение срока внесения платежа.

– Приведу пример. Покупатели исправно платили, но в одном из месяцев несвоевременно внесли очередной платеж. И когда срок договора лизинга истек, оказалось, что, потребители нарушили условия в виде несвоевременной оплаты и в итоге остались и без бытовой техники, и без ранее выплаченных денег. По условиям лизинга до полной оплаты собственником товара остается магазин, – пояснила Анна Суша.

В договоре, который подписывает покупатель, предусматриваются все меры ответственности потребителя. Включая выплаты неустойки, штрафы за нарушение сроков внесения платежа. Поэтому следует обращать особое внимание не только на график выплат, но и на текстовое содержание о мерах ответственности, предусмотренных договором лизинга.

Ремонт мастерами из соцсетей

Как рассказали в Белорусском обществе защиты потребителей, участились случаи обращений на некачественный ремонт сложнобытовой техники. С такими вопросами обращались и раньше, но отличие жалоб заключается в том, что мастеров по ремонту сейчас потребители находят в социальных сетях и на интернет-площадках.

– И зачастую такие мастера не являются предпринимателями и не имеют официального статуса, отмечает Анна Суша. – Как правило, это самозанятые, которые сегодня работают, а завтра закрывают свою деятельность. Такие моменты затрудняют доказательство оказания услуги и обращение за возмещением ущерба,

Общество защиты потребителей советует при выборе мастера по ремонту придерживаться следующие рекомендации:

  • обращаться к авторизованным сервисным центрам или официальным представителям производителя. Это поможет обеспечить юридическую защиту и гарантию качественного ремонта;
  • обращать внимание на условия договора и знакомиться с мерами ответственности, предусмотренными в нем;
  • если мастер обнаружил дополнительные поломки, он должен составить дополнительный договор, а потребитель – решить, платить за дополнительные расходы или нет.

При возникновении конфликтных ситуаций, специалисты общества рекомендуют сохранять все дефектные детали и узлы, замененные в процессе ремонта, как доказательство проведенных работ. Если потребитель считает, что ремонт был некачественным или были нарушены условия договора, он может обратиться в организацию защиты потребителей для получения консультации и возможной помощи в разрешении конфликта.

Читайте также: На сколько сократилась очередь нуждающихся в жилье в Барановичах

Масленица. Где поесть блинов и сколько они стоят в Барановичах

Шли за девочкой, а тут «опять двойня». Как растят две пары двойняшек родители из Барановичей

Вы можете обсудить статью в нашем паблике ВКонтакте или Одноклассниках. Подписывайтесь на наш телеграм-канал или инстаграм. Смотрите наши ролики на Youtube, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot.

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot

  • Мы в соцсетях