Резонансный проект указа может здорово перетряхнуть рынок такси и маршруток

Готовят к принятию проект указа об автомобильных перевозках пассажиров. Изменения коснутся и компаний-перевозчиков, и водителей.

Главная цель нововведений – очистить сферу от недобросовестных перевозчиков. Для этого создадут единый реестр. Здесь будет информация обо всех компаниях, которые занимаются нерегулярными перевозками. Также в реестр включат данные о  транспортных средствах, диспетчерах и водителях такси.

Люди, которые работают в данной сфере, считают, что такие изменения упорядочат сферу перевозок и обяжут перевозчиков соблюдать определенные правила. С другой стороны, тарифы на поездки значительно вырастут. И вообще, на рынке такси уже не будет, как раньше. В вопросах разбирался sputnik.by.

Какие изменения предлагают

  • появится реестр, который будет учитывать всех участников рынка;
  • иностранные компании-перевозчики должны создать юридические лица в Беларуси, чтобы работать дальше;
  • в каждом автомобиле установят камеры видеонаблюдения.

За внесение в реестр нужно будет платить. За каждое авто — две базовые величины. Сейчас это 74 рубля. Добавьте одну базовую за каждого водителя и по сто базовых величин за диспетчеров перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчеров такси.

Часто таксисты работают мимо кассы

О возможных изменениях на рынке sputnik.by поговорил с Олегом Радкевичем, основателем и директором службы такси «Столица 135». В разговоре он признал, что в последние годы массово не выполняют требования закона о пассажирских перевозках. Поэтому изменения нужны.

По наблюдениям собеседника, многие, кто хочет подработать в такси, не вникает в законодательство. Часто они работают мимо кассы. Стоимость на их услуги ниже, чем у официальных перевозчиков. Потому рынок такси начинает уходить в тень. Как отметил Радкевич, стало меньше такси, которые ездят с соответствующими надписями на бортах.

По мнению Олега Радкевича, в документе нужно четко прописать ответственность всех «игроков рынка», в том числе и водителей. Должен быть регламент, определяющий санкции, которые нужно применять в отношении таксиста в случае того или иного нарушения.

Собеседник предполагает, что новшества повлекут повышение цен для пассажиров. Однако оно будет несущественным.

«Конечно, перевозчики столкнутся с тем, что или придется больше работать, или тарифы должны несколько измениться. Условно, если сейчас водитель зарабатывает 100 рублей, и ему хватает и на жизнь, и на бензин, то после всех изменений ему нужно будет зарабатывать 120. Значит, средний чек должен увеличится на 10, 20, 30 копеек. Есть себестоимость поездки, в которую заложены налоговые выплаты, зарплата, бензин, амортизация. Этого никто не отменял», – резюмирует собеседник.

Такси работать будет невыгодно

Руководитель еще одной столичной службы такси Андрей категорически против новведений.

«Если этот законопроект вступит в силу, то я не вижу смысла работать. Мой месячный заработок – 2-3 тысячи рублей, а мне только за то, чтобы включиться в реестр, нужно заплатить 100 базовых величин (3700 рублей). Плюс пошлины за каждую машину и водителя – это уже солидная сумма. В каждый автомобиль поставить два видеорегистратора. Вопрос: сколько времени придется отбивать эти деньги, чтобы выйти в «ноль», – приводит арифметические аргументы предприниматель.

Также, по его мнению, белорусы в большинстве своем пересядут на общественный транспорт.

«Цены на поездки станут просто космическими. Если это произойдет, мы вернемся в те времена, когда в общественном транспорте пассажиры как кильки в консервной банке», – прогнозирует он.

Рынок станет чище

Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров «АППП» Екатерина Станкевич обращает внимание, что нынешние правила позволяют практически любому человеку стать водителем такси. Новые же требования приведут к тому, что рынок очистится от сиюминутных водителей и фирм-однодневок. А из в последнее время много.

А что с регистрацией такси для иностранных компаний?

Еще один важный пункт в проекте указа – регистрация юрлица в Беларуси для иностранных компаний, оказывающих услуги нерегулярного перевозчика. До определенного момента в Беларуси оставалось два зарубежных сервиса – «Яндекс. Такси» и «Bolt». Последний покинул рынок Беларуси в феврале 2022-го. А «Яндекс», который в настоящий момент является крупнейшим перевозчиком на рынке такси, оформил белорусское юридическое лицо.

«Почему это хорошо? Потому что те деньги, которые раньше уходили из страны, из оборота, теперь не будут отсюда уходить. Пускай остаются у нас, и с их помощью создаются добавочные продукты», – отмечает Екатерина Станкевич.

Когда маршрутку могут конфисковать

С принятием изменений нерегулярные перевозки под видом регулярных будут под запретом.

Тогда перевозчику будет грозить не просто изъятие транспортного средства, а его полная конфискация – без права оплатить штраф и вернуть его назад. Теперь будет риск, что ты потеряешь этот автобус навсегда», – констатировала она.

По ее словам, этой правовой нормы в Беларуси ждали очень давно.

QR-код для такси

В то же время, подчеркивает Екатерина Станкевич, в проекте указа есть определенные неточности. Непонятно, кого именно будут привлекать к ответственности за нарушения – водителя, диспетчера или руководителя компании-перевозчика.

«Ведь водитель мог не выдать билет, потому что так сказал руководитель. Или не выдал, потому что захотел положить себе деньги в карман», – поясняет она.

И тут же добавляет о еще одной норме, которая, вероятно, может создать бюрократические сложности для участников рынка, если указ вступит в силу.

«Реестр будет вести Транспортная инспекция. Самое главное, чтобы процесс включения в него происходил в более короткие сроки, чтобы не было бюрократизма. Ведь огромный пласт информации уже внесен в государственные базы: номера техпаспортов, страховые полисы и так далее», – высказывает свои опасения глава Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров.

Также в проекте указа не предусмотрено то, что уже успешно работает в России: перед тем, как сесть в такси, пассажиры могут через QR-код проверить, есть ли у водителя разрешение на работу.

Cплошные вопросы

Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси Беларуси (АПИД) также участвовала в публичном обсуждении проекта указа. В организации отмечают: документ, который перевернет рынок такси с ног на голову, написан достаточно сыро. В частности, представители профессионального объединения опасаются возможного снижения качества услуг в этой сфере.

«Мы провели собственный круглый стол, и ряд перевозчиков высказали свое мнение, что предлагаемые правила – слишком строгие. Есть опасения, что многие перевозчики уйдут работать в теневой сегмент. Мы видим, что это будет так, особенно в первое время после принятия указа», – считают представители ассоциации.

Там подчеркивают, что больше всего перевозчиков пугает размер госпошлин, которые нужно заплатить для включения в реестр. Также непонятны основания для приостановки допуска к нему.

«В проекте указа написано, что доступ к реестру в случае нарушения приостанавливается на срок до трех месяцев. Все выявленные нарушения необходимо исправить за месяц. Допустим, перевозчик устранит их за два дня – доступ к реестру сразу же восстановят или придется ждать все три месяца? В этом плане конкретики пока никакой, сплошные вопросы», – отмечает юрист Ассоциации перевозчиков и диспетчеров такси Захар Бурма.

Что говорят о видеосъемке в такси

С одной стороны, это нужно для решения конфликтных ситуаций, которые могут возникнут в ходе поездки. С другой – всю свою смену водитель, а во время поездки и пассажир, будут находиться под пристальным прицелом камеры Это некомфортно.

«Нам пришло много обращений по этому вопросу, который волнует многих. Среди них много пассажиров, и их тоже можно понять. Есть люди, которые не хотят, чтобы их лица снимали на видео во время поездки. Также поступали вопросы относительно качества видео. Должен ли также записываться звук и кто в конце концов несет ответственность за то, чтобы видеокамера была включена. Ведь в любой момент ее можно выключить», – поясняет представитель АПИД.

Внешность обманчива

В ассоциацию также поступили вопросы относительно деятельности бизнес-такси и VIP-тарифов. Внутренние правила этого класса перевозок подразумевают исключительно черный цвет корпуса авто, без наклеек и соответствующего оформления, как у машин более дешевых тарифов.

В новом указе будет узаконен внешний вид автомобилей такси. А значит, машины бизнес-класса, вероятно, придется также оформить соответствующим образом, предполагает специалист.

Что будет с ценами на поездки?

Однозначно, они вырастут. Перевозчики отмечают, что, с одной стороны, это неплохо. Однако насколько это будет привлекательно для клиента, если раньше он ездил за 7 рублей, а будет ездить за 37?» – задаются вопросом в ассоциации.

Комментарий Яндекс Go

Многим интересно, уйдет ли из Беларуси «Яндекс. Такси», если предложенные изменения вступят в силу. Sputnik обратился за комментарием в компанию, которая является крупнейшим игроком на рынке такси.

«Яндекс Go работает в соответствии с законодательством Республики Беларусь и не планирует уходить с рынка», – коротко ответили в пресс-службе компании.

Смотрите также: Что бывает с непристегнутыми пассажирами в маршрутке, показали во время эксперимента в Гродно

В пять раз за год выросли продажи новых легковых авто в Беларуси

Барановичи: история на одном фото. Памятник баллистической ракете Р-12

Почти 15% авто не проходят ТО с первого раза в Беларуси

Закон «О дорожном движении» вновь дополнили. Вот главные изменения

Вы можете обсудить статью в нашем паблике ВКонтакте или Одноклассниках. Подписывайтесь на наш телеграм-канал или инстаграм. Смотрите наши ролики на Youtube, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot.

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot

  • Мы в соцсетях