Изобретатель автоматической жд стрелки работал в Барановичах. Неизвестная история

Участник восстания Калиновского придумал механизм, который стали применять на железных дорогах всего мира.

На всемирной выставке в Париже в 1900 году инженер путей сообщения станции Барановичи-Полесские Николай Зарембо-Владычанский показал чертеж и модель железнодорожной стрелки с автоматическим затвором, которые сопровождались пояснительной запиской  и были удостоены Почетного диплома.

Автоматическая стрелка стала широко применять на железных дорогах во всем мире. Машинистам или стрелочникам больше не приходилось останавливать паровоз, выходить и переводить стрелку вручную. Выражение «стрелочник виноват» больше перестало быть актуальным.

Принцип работы автоматической железнодорожной стрелки.
Принцип работы автоматической железнодорожной стрелки. Схема: https://promputsnab.ru/

Кто же такой это инженер из Барановичей?

Николай Зарембо-Владычанский родился около 1843 года в Могилевской губернии. Он был из православной шляхты. За участие в восстании Калиновского в 1863-64 годах его выслали под надзор полиции в Тверь. Потом в Архангельскую губернию, в поселок Пинега. При этом Зарембо-Владычанский получал пособие от казны для привилегированных сословий. Оно составляло: кормовых денег — 22,5 копейки в сутки, а на наем квартиры — 1,5 рубля в месяц. Жена уехала в ссылку вместе с ним. Освобожден Николай Зарембо-Владычанский от надзора полиции был в ноябре 1871 года.

В 1883 году он окончил Санкт-Петербургский Институт инженеров путей сообщения с правом на чин коллежского секретаря.

Заступил на службу в Министерство путей сообщения 20 июня 1883 года инженером VIII класса. С 9 июня 1889 года работал начальником 4 участка службы пути Полесской железной дороги.  (Вильно-Ровенский участок 187-233 версты и Барановичи-Белостокский участок 124-201 версты).

Проживал в казенной квартире на станции Барановичи вместе с женой, сыном и двумя дочерями (по состоянию на 1896 г.). Его жалование составляло 2285,72 руб. и 714,28 руб. разъездных.

После фурора на выставке в Париже, приказом по ведомству министерства путей сообщения от 28 марта 1904 года был награжден орденом Св. Станислава 2-й степени.

В 1913 году он участвовал в изысканиях, производимых Обществом Владикавказской железной дороги, новых линий и ветвей для Ростова на Дону.

8 июня 1916 года статский советник Зарембо-Владычанский, инженер путей сообщения VI класса, работал помощником инспектора за постройкой Олонецкой железной дороги (Петроград). Был награжден орденом Святой Анны 2 степени 10 апреля 1916 года.

Сын также работал на железной дороге

Кстати, его сын Николая Николай Зарембо также пошел по стопам отца. В 1909 году он окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения, за дипломный проект моста был награжден премией. В 1911 году перешел на службу, связанную со строительством железных дорог. Построил в 1914 — 1916 годах около 50 малых мостов и труб, а также два больших моста. Затем служил в управлении Одесского линейного отдела Юго-Западной железной дороги вплоть до 1924 года. Скончался 31 декабря 1959 года и был похоронен в Одессе.

Одна из дочерей работала преподавателем в Минске, уехала после революции в Югославию, где умерла в 1939 году.

Рекомендуем вам почитать забытую гісторыя знакамітага мясакамбіната ў Баранавічах, а также как почтовую станцию 19 века разрушили в Барановичском районе

Вы можете обсудить статью в нашем паблике ВКонтакте. Подписывайтесь на наш телеграм-канал или инстаграм.

Если вы стали свидетелем необычного явления или происшествия, вас волнует какая-то проблема, пишите и присылайте фото в наш телеграм-бот @bar24_bot

  • Мы в соцсетях